Даниил Андреев

Русские боги

Поэтический ансамбль


    ОТ АВТОРА

    Книга "Русские боги" состоит из большого количества  последовательных
глав или частей, каждая из которых имеет и некоторое автономное значение,
но все они объединены общей темой и единой концепцией. Главы  эти  весьма
различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и  циклы
стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может,  однако,
жить вполне самостоятельной жизнью,  изъятая  из  контекста.  Все  они  –
звенья неразрывной цепи, они требуют столь же  последовательного  чтения,
как роман или эпопея. В подобном жанре  в  целом  можно  усмотреть  черты
сходства с ансамблем архитектурным; поэтому мне  представляется  уместным
закрепить за ним термин поэтический ансамбль.

    1955, октябрь
    Владимир


    ВСТУПЛЕНИЕ

В ком возмужал народный гений,
Тому ясней, чем предкам, чин
Сверх-исторических вторжений,
Под-исторических пучин.
Вникая духом в дни былые,
Осознаем двойную весть:
Да, – в бездне есть двойник России,
Ее праобраз – в небе есть.

Небесный Кремль – мечта народа,
Итог и цель, сквозит вверху:
Лучом сквозь толщу небосвода
Он прикасается к стиху.
Он прикасался к душам зодчих,
Осуществлявших Кремль земной, –
Ко всем, искавшим правды Отчей
И мудрости земли родной.

Под ним миры кипят бореньем
Противозначных бурь и гроз,
И тот – глашатай, кто прозреньем
В их ткань вонзился, вторгся, врос.
Оттуда льется грохот бранный
Бушующих иерархий,
Одних – прекрасных и туманных,
Других – чудовищных, как Вий.

Мечты высокой вольный пленник,
Я только ей мой стих отдам:
Да будет строг он, как священник,
Ребенком вечным, как Адам!
Дли твердый шаг и плеч не горби,
Ты, мой слуга, мой вождь, мой друг, –
Российской радости и скорби
Непокоренный, страстный звук!

Но сквозь страну есть срыв без лестниц
Туда, где места нет мольбе,
И каждый слышит шорох вестниц,
Служанок тьмы – в самом себе.
Про Вышний Кремль и про Inferno
Еще невнятные вчера,
Вести рассказ упорно, мерно
Настала чуткая пора.

1949

ПРИМЕЧАНИЯ

     Поэтический ансамбль "Русские боги", как и всё творчество  духовидца
и поэта Даниила Андреева (1906-1959) находится  в  теснейшем  единстве  с
главным трудом его жизни – "Розой Мира" (в примечаниях –  РМ)  –  книгой,
несущей религиозное и философское знание о трансфизической реальности и о
мировой  метаистории,  запредельный  смысл   которой   множеством   нитей
неразрывно взаимоувязан с видимыми  историческими  событиями  прошлого  и
настоящего.

    Произведения из поэтического ансамбля ранее были частично включены  в
книги Д.Л. Андреева: "Ранью заревою" (Советский писатель. М., 1975: текст
книги грешит многочисленными искажениями и сокращениями, что было вызвано
редактурой  того  времени);  "Русские  боги"  (Современник.   М.   1989).
Поскольку при жизни Д.Л. Андреева его произведения не печатались,  первые
их публикации не указываются.
    Тексты подготовлены по авторизованной машинописи, хранящейся в архиве
составителя – А.А. Андреевой, и сверены с машинописью, принадлежащей Б.В.
Чукову.
    Черновики, написанные во  Владимирской  тюрьме,  хранятся  в  Русском
Архиве  Университета  г.  Лидс  (Великобритания),  куда   были   переданы
составителем в 1983 г.


    ВСТУПЛЕНИЕ

    Иерархии  –  различные   категории   иноприродных,   иноматериальных,
духовных существ. см. РМ.
    Вий – в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертельный взгляд
скрыт под огромными веками или ресницами. См. также повесть "Вий"  (1842)
Н.В. Гоголя.

Следующая   Оглавление  
Hosted by uCoz