ОТ АВТОРА
Книга "Русские боги" состоит из большого количества последовательных
глав или частей, каждая из которых имеет и некоторое автономное значение,
но все они объединены общей темой и единой концепцией. Главы эти весьма
различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и циклы
стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может, однако,
жить вполне самостоятельной жизнью, изъятая из контекста. Все они –
звенья неразрывной цепи, они требуют столь же последовательного чтения,
как роман или эпопея. В подобном жанре в целом можно усмотреть черты
сходства с ансамблем архитектурным; поэтому мне представляется уместным
закрепить за ним термин поэтический ансамбль.
1955, октябрь
Владимир
|
ВСТУПЛЕНИЕ
В ком возмужал народный гений,
Тому ясней, чем предкам, чин
Сверх-исторических вторжений,
Под-исторических пучин.
Вникая духом в дни былые,
Осознаем двойную весть:
Да, – в бездне есть двойник России,
Ее праобраз – в небе есть.
Небесный Кремль – мечта народа,
Итог и цель, сквозит вверху:
Лучом сквозь толщу небосвода
Он прикасается к стиху.
Он прикасался к душам зодчих,
Осуществлявших Кремль земной, –
Ко всем, искавшим правды Отчей
И мудрости земли родной.
Под ним миры кипят бореньем
Противозначных бурь и гроз,
И тот – глашатай, кто прозреньем
В их ткань вонзился, вторгся, врос.
Оттуда льется грохот бранный
Бушующих иерархий,
Одних – прекрасных и туманных,
Других – чудовищных, как Вий.
Мечты высокой вольный пленник,
Я только ей мой стих отдам:
Да будет строг он, как священник,
Ребенком вечным, как Адам!
Дли твердый шаг и плеч не горби,
Ты, мой слуга, мой вождь, мой друг, –
Российской радости и скорби
Непокоренный, страстный звук!
Но сквозь страну есть срыв без лестниц
Туда, где места нет мольбе,
И каждый слышит шорох вестниц,
Служанок тьмы – в самом себе.
Про Вышний Кремль и про Inferno
Еще невнятные вчера,
Вести рассказ упорно, мерно
Настала чуткая пора.
1949
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Поэтический ансамбль "Русские боги", как и всё творчество духовидца
и поэта Даниила Андреева (1906-1959) находится в теснейшем единстве с
главным трудом его жизни – "Розой Мира" (в примечаниях – РМ) – книгой,
несущей религиозное и философское знание о трансфизической реальности и о
мировой метаистории, запредельный смысл которой множеством нитей
неразрывно взаимоувязан с видимыми историческими событиями прошлого и
настоящего.
Произведения из поэтического ансамбля ранее были частично включены в
книги Д.Л. Андреева: "Ранью заревою" (Советский писатель. М., 1975: текст
книги грешит многочисленными искажениями и сокращениями, что было вызвано
редактурой того времени); "Русские боги" (Современник. М. 1989).
Поскольку при жизни Д.Л. Андреева его произведения не печатались, первые
их публикации не указываются.
Тексты подготовлены по авторизованной машинописи, хранящейся в архиве
составителя – А.А. Андреевой, и сверены с машинописью, принадлежащей Б.В.
Чукову.
Черновики, написанные во Владимирской тюрьме, хранятся в Русском
Архиве Университета г. Лидс (Великобритания), куда были переданы
составителем в 1983 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Иерархии – различные категории иноприродных, иноматериальных,
духовных существ. см. РМ.
Вий – в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертельный взгляд
скрыт под огромными веками или ресницами. См. также повесть "Вий" (1842)
Н.В. Гоголя.
|