Пронизан духовною славой,
Каким не бывал на земле,
Как лилия, храм пятиглавый
Блистает в Небесном Кремле.
Но стены московского храма
Бесславною смертью мертвы;
Лишь гости народного срама
Любуются «сердцем Москвы».
Как гномы, от гордости пучась,
Пройдет пионерский отряд...
Про их неизбежную участь
Огни пяти звезд говорят.
Не слышится поступи гулкой
Того, кто бичом был стране,
Кто сброшенный глубже Пропулка,
Молчит на космическом дне.
Но странная давит истома
На разум приявший бразды,
И страхом подспудным гнетома
Столица серпа и звезды.
1950—1955
ТРАНСМИФЫ
Укрывшись от блеска и шума
Священным плащом — созерцаньем,
Над метакультурным мерцаньем
В идее подняться дерзни:
Пусть эта высокая дума
Сумеет коснуться порога
Тех фирнов, где близостью Бога
Полны совершенные дни!
— Пять склонов вершины алмазной,
Пять радуг блистающей сферы,
Пять врат Мировой Сальватэрры,
Пять лестниц в ее синеву.
Нирвана, Нирудха... о, разны
Ее голубые отроги;
Лишь дух, просиявший как боги,
Вступает туда наяву.
Для этого счастья вериги
И в сердце звенящие песни.
Для тайн этих — иероглифы
И символы вечной весны.
Зеркальной поверхностью мифов
Пяти высочайших религий
Все пять этих блещущих лестниц
Грядущего отражены.
Трепещут, качаясь, мерцая,
Ломаемые отраженья,
И каждое — илистой мглою
И серою замутнено;
А в храмах, дымясь и бряцая,
Колеблются богослуженья,
И в каждом — от каждого слоя
И душно и полутемно.
Но слышишь и чуешь, ликуя,—
Пока только в огненном лике,
Чтоб утлое сердце вмещало, —
Но чище, опять и опять,—
Как в небе гремит аллилуйя:
Трансмиф наивысших религий.
Они абсолютны. Их мало.
Их было и будет лишь пять.
<1955 ?>
ПРИМЕЧАНИЯ
«Пронизан духовною славой...». 8-е стих, первой редакции цикла «Дом Пресвятой Богородицы». А.А. Андреева вспоминает в заметке к этому стих., что «оно не включено в цикл по следующей причине: за недолгую жизнь Даниила между освобождением и смертью, мы были в Кремле и в Успенском соборе. Когда вышли, он сказал: — Я написал неправду. Собор жив. Он жив другой, трагической жизнью, но совершенно жив, — и убрал стихотворение из цикла. Это важно, потому что говорит об его серьезном, требовательном, очень честном и все время контролирующем себя отношении ко всему мистическому смыслу своего творчества». ( РАЛ). И все же, добавим, что в стих, есть и иная правда — правда времени и тогдашнего мироощущения поэта. Пропулк — «одно из самых ужасающих страдалищ»(2,172), «мир искупительных страданий массовых палачей, виновников кровопролитных войн и мучителей народных множеств»(2,174). См. также стих. «Пропулк» (1,93-94).
Трансмифы. В рукописи над названием цифра IV. Стих., видимо, предназначалось для цикла «Миры просветления» книги «Русские боги». Трансмиф у Д. Андреева «общий миф сверхнарода», который «есть осознание сверхнародом в лице его наиболее творческих представителей некоей второй реальности, над ним надстоящей» (см.: 2,105-117). Метакультура — см.: 2,592. Пять склонов Вершины алмазной — ср. в «Розе мира» — 2,110-111. Мировая Сальватэрра — см.: 2,592-593. В рукописи этого стихотворения присутствуют также две строфы, представляющие собой вариант последних строф стих. «Метакультуры»(1,111-112), что позволяет предположить, что оно заменило стих. «Трансмифы», развивающее ту же тему. Датируется исходя из авторской датировки стих. «Метакультуры».
Источник
- Сборник «Даниил Андреев в культуре XX века». — М.:2000, с.231—235.
|